Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В условиях социально-экономических и культурных преобразований, происходящих в современном российском обществе, актуальной является задача воспитания социальной личности, способной эффективно действовать в изменяющихся жизненных условиях, готовой к сотрудничеству и партнерству, умеющей взаимодействовать с окружающими людьми, владеющей культурой межличностного общения.
Необходимость формирования навыков общения и межличностного взаимодействия детей отмечается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В законе отмечается, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» рассматривается как один из принципов дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие в ФГОС ДО рассматривается как одна из образовательных областей, в рамках которой дети дошкольного возраста учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со сверстниками в различных видах совместной деятельности, проявлять социальные эмоции (сопереживание, отзывчивость), уважительно относиться к другим детям и уметь выстраивать межличностные отношения.
Умение общаться, взаимодействовать со сверстниками является важным показателем социального развития детей дошкольного возраста, так как это характеризует способность к коммуникации и сотрудничеству в различных видах деятельности. Без умений выстраивать межличностные отношения у детей формируются проблемы в общении, в социализации, что приводит к формированию негативных черт характера, к трудностям становления личности.
Умения выстраивать межличностные отношения со сверстниками создает условия для развития самосознания детей, коммуникативных и организаторских качеств, что в свою очередь обеспечивает успешную социальную адаптацию. Межличностные отношения детей в коллективе дошкольной образовательной организации способствуют формированию умений и навыков, которые в дальнейшем помогут дошкольникам адаптироваться в новом коллективе – в классе в период обучения в школе.
Формирование навыков общения, умений выстраивать межличностные отношения значительно затруднено у детей с нарушениями речи. В ряде публикаций (Ю.Ф. Гаркуша, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечается своеобразие коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи и доказана необходимость проведения соответствующей коррекционной работы.
Анализ трудов, посвященных данной проблеме, показывает, что учеными рассматривались различные аспекты формирования межличностных отношений. Проблемы межличностного общения нашли свое отражение в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Добровича, В.А. Кан-Калика, A.B. Мудрика, Н.Д. Никандрова, P.C. Немова, В.Н. Панферова, Л.A. Петровской и др.
Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
Несмотря на большой интерес к вопросам развития межличностных отношений и общения детей с ОНР, данная проблема недостаточно исследована.
Объект исследования: развитие межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы изучить особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) изучить литературные источники по проблеме исследования;
2) выявить в ходе исследования особенности межличностных отношений со сверстниками у детей с нарушениями речи;
3) составить рекомендации по развитию межличностных отношений со сверстниками у детей с ОНР.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование, констатирующий эксперимент; методы обработки результатов исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
1.1. Понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе
Понятие «отношение» в психологии понимается как «связь, зависимость», взаимоотношение, общение (отношение с кем-либо), либо как «мнение, оценка», социальная установка, ценностная ориентация (отношение к чему-либо, кому-либо) [20].
Одним из первых сущность понятия «отношение» раскрыл А.Ф. Лазурский, который изучал особенности субъективных отношений личности в общении с другими людьми. В дальнейшем категория «отношение» стало одним из ключевых в теории В.Н. Мясищева. Под отношением он понимает сознательную и избирательную направленность личности на определенные стороны или объекты окружающей действительности. Отношение проявляется через переживания (эмоциональный компонент) и действия (деятельностный компонент) [17].
С.Л. Рубинштейн определяет отношение как свойство, которое отражает суть взаимодействия людей между собой. В связи с этим отношение проявляется только во взаимодействии с другими людьми. Отношение проявляется как в социальном, так и в познавательном аспекте, то есть раскрывает не только взаимоотношения людей, но и отношение человека к процессу познания. Также выделяется такая форма отношения, как отношение к себе. По мнению С.Л. Рубинштейна, отношение к другому формируется раньше, чем отношение к себе. У детей познание себя, осознание самого себя происходит через отношение к другим людям – взрослым и сверстникам [21].
Я.Л. Коломинский рассматривает категорию «отношение» как совокупность внешних и внутренних проявлений. Внешние – это объективные, социальные отношения между людьми. Внутренние – это субъективные, индивидуальные отношения личности к самому себе. В связи с этим вводится термин «личные взаимоотношения» как личностное отражение человека человеком [14].
Одним из видов отношений являются межличностные. А.В. Петровский утверждает, что межличностные отношения – это тип отношений между людьми, в ходе которых происходит общение, взаимодействие и совместная деятельность, направленная на решение определенных задач. В основе межличностных отношений лежит:
1) общение;
2) совместная деятельность [19].
Рассмотрим подробнее сущность понятия «общение».
В психолого-педагогической науке проблема общения рассматривается в работах Л.Н. Галагузовой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и других. Под общением понимается процесс взаимодействия людей, направленный на согласование действий и усилий в решении поставленных задач [2].
В социальной психологии общение рассматривается как совокупность сторон:
1) перцептивной – восприятие друг друга в процессе общения;
2) коммуникативной – обмен информацией;
3) интерактивной – взаимодействие и обмен действиями [12].
Все стороны общения связаны между собой и действуют одновременно [14].
Общение рассматривается как один из видов деятельности, при этом особая роль общения как компонента межличностных отношений подчеркивается в работах по дошкольной педагогике и психологии (Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова). Общение является одним из важнейших показателей психического развития детей, по показателям сформированности общения со взрослыми и сверстниками делается вывод об успешности или задержке социального развития личности ребенка.
Общение является системой, включающей следующие взаимосвязанные компоненты (М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн):
– цель – прогнозируемый результат, то, для чего организуется процесс общения;
– мотив – предмет, на который направлена деятельность, или предмет потребности;
– коммуникативные действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям;
– коммуникативные операции – способы осуществления действий, непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей [21].
Значительный вклад в изучение мотивации общении внесла М.И. Лисина. Согласно ее теории развития общения в онтогенезе, у детей поэтапно формируются следующие виды потребностей и соответствующие им формы общения:
– потребности в доброжелательном внимании (от 2 до 5 мес.) – ситуативно-личностная форма общения;
– потребности в сотрудничестве (от 6 мес. до 3 лет) – ситуативно-деловая форма общения;
– потребности в уважительном отношении взрослого (от 3 до 5 лет) – внеситуативно-познавательная общения;
– потребности во взаимопонимании и сопереживании (от 5 до 7 лет) – внеситуативно-личностная общения [20].
Помимо мотивов в структуре межличностного общения важное место занимает такой компонент, как коммуникативная задача. Под ней понимается определенная направленность коммуникативной деятельности на решение той или иной проблемы. В процессе общения и выстраивания межличностных отношений происходит поиск решения коммуникативной задачи, благодаря чему выполняются определенные действия (интерактивная сторона общения).
Коммуникативное действие – это определенный способ взаимодействия и деятельности людей, которые вступают в процесс общения. Б.Ф. Ломов отмечает, что благодаря коммуникативным действиям в структуре межличностных отношений происходит передача сообщений (устных, письменных), обмен мнениями, что приводит к решению коммуникативной задачи. В структуре межличностного общения также выделяется такой компонент, как операции – способы осуществления коммуникативных действий, выбор которых зависит от задачи, условий коммуникативной ситуации [1].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева [Электронный ресурс] // http://psylib.org.ua/books/andrg01/ (дата обращения: 28.07.2021).
2. Артамонова, С.В. Особенности и условия преодоления трудностей общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / С.В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – №7. – С. 55-62.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2012. – 331 с.
4. Бабина, Г.В. Логопедия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р. Е. Идес. – М.: МПГУ, 2016. – 102 с.
5. Белякова, А.Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью / А.Е. Белякова. – Калуга, 2003. – 167 c.
6. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 286 с.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна [Электронный ресурс] // http://www.syntone-spb.ru/library/books/?item_id=285 (дата обращения: 28.07.2021).
8. Борозинец, Н.М. Логопедические технологии: учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – 255 с.
9. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 2008. – 624 с.
10. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. – 1008 с.
11. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
12. Канунникова, Е.О. Формирование коммуникативной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.О. Канунникова // Вестник Государственного университета управления. – 2007. – №7(33). – С. 89-91.
13. Ковылова, Е.В. Коммуникативное развитие старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) / Е.В. Ковылова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – №1. – С. 231-237.
14. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский [Электронный ресурс] // http://childpsy.ru/lib/books/id/8608.php (дата обращения: 28.07.2021).
15. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 2010. – 224 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Альянс, 2013. – 367 с.
17. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев; под ред. А.А. Бодалева. – М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. – 363 с.
18. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л.Г. Парамонова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012. – 266 с.
19. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: Академия, 2002. – 225 с.
20. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 2012. – 400 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Пресс, 2009. – 486 с.
22. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР / И.А. Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 318 с.
23. Ткаченко, Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей: подготовительный этап: пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 37 с.
24. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с ФФН: календарно-тематическое планирование и вариативные конспекты занятий / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. – М.: Нац. кн. центр, 2019. – 119 с.
25. Шеховцова, Т.С. Формы логопедической работы: учебное пособие / Т.С. Шеховцова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 119 с.